Пушкин и Сталин
Дореволюционные русские писатели признавали за А.С. Пушкиным безусловное первенство на литературном небосклоне, но на государственном уровне, как это ни кажется сейчас парадоксальным, величайшего поэта не выделяли из числа выдающихся поэтов и писателей ХIХ века. А в 20-е годы ХХ века сторонники пролетарской культуры вслед за футуристами и вовсе предлагали Пушкина наряду с такими поэтами, как Лермонтов, Тютчев, Фет и другие, за их «дворянскую поэзию» «бросить с парохода современности».
Однако к концу 30-х годов ХХ века руководство советского государства пришло к пониманию, что в неизбежной жестокой схватке с Западом только одной марксистской идеологией врага не одолеть. Требовалась более широкая идейная платформа, которая объединяла бы выдающихся людей разных исторических эпох, социальных слоев, культур и народов. Именно в этот период и все последующие годы вплоть до самой смерти Сталина стали популяризироваться дореволюционные деятели, сыгравшие выдающуюся роль в истории России. Например, в государственном строительстве – это Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный и Петр I. В военном деле – А. Суворов, Ф. Ушаков, М. Кутузов. В области науки – Д. Менделеев, П. Яблочков, А. Попов. В литературе – Л. Толстой, А. Чехов, А. Куприн. И, наконец, в поэзии – А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, А. Кольцов и др.
И. Сталин своим авторитетом определил место А.С. Пушкина как главного поэта страны. В 1937 году впервые на государственном уровне широко отмечалась скорбная пушкинская дата: 100-летие со дня гибели поэта. Государство стало всемерно поощрять пропаганду наследия Пушкина. Творчество поэта подробно изучалось в советской школе, книги Александра Сергеевича издавались миллионными тиражами, музыкальные произведения на либретто пушкинских произведений не сходили с афиш театров оперы и балета. Были созданы многочисленные радиопередачи о поэте, радиопостановки по его поэтическим произведениям, прозе и пьесам с участием лучших артистов слушала вся страна, выпускались художественные и документальные фильмы; зеленую улицу получили научные исследования жизни и творчества русского гения.
Открывались мемориальные музеи, имя А.С. Пушкина присваивалось учреждениям образования, культуры, Царское Село было переименовано в г. Пушкин. Никогда еще имя Пушкина не звучало так широко на просторах нашей страны, никогда так точно не звучало пророчество поэта из стихотворения «Памятник»:
«…Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык…».
В постсоветское время провидческий взгляд И.В. Сталина на значение Пушкина в упрочении общенациональных культурно-нравственных ценностей был использован в строительстве современного российского государства. Об этом свидетельствует превращение его дня рождения — 6 июня – в государственный праздник: День русского языка.